ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТОиР

Данный раздел ИТО включает сведения о подготовке специалистов ТОиР, об условиях обучения и программах обучения, квалификационные требования и другие сведения о специалистах, необходимые для ТОиР данного типа ВС.

1. Обучение специалистов ТОиР.

Поставщик ВС, желая максимально эффективного использования эксплуата­ционных качеств ВС при обеспечении требуемого уровня качеств ТОиР, обычно предлагает эксплуатанту ВС программы обучения специалистов ТОиР различ­ного профиля. Подготовка специалистов обычно производится в рамках сло­жившейся системы обучения централизованно или на предприятиях и в учебных центрах поставщика (например на фирме «Boeing»). Эксплуатант обычно сам выбирает схему подготовки специалистов на новый тип ВС. В рамках сущест­вующих организационных структур подготовки специалистов ТОиР нового типа ВС может быть реализована новая информационно-компьютерная технология обучения (ИКТО), построенная на базе современной вычислительной техники и аудио — и видеоаппаратуры. ИКТО широко применяется в различных отраслях промышленности и транспорта в РФ и за рубежом и может быть построена на различных программах и методиках.

Информационно-компьютерная технология индивидуальной подготовки специалистов обеспечивает комплексное решение проблем начального обучения при освоении эксплуатации ВС и непрерывного поддержания уровня получен­ных знаний. Применение этой передовой технологи обучения обеспечивает пра­вильное сочетание теоретической подготовки летного и инженерно — технического состава с практической отработкой навыков и умения работы с АТ, применяя системные и процедурные тренажеры.

Информационно-компьютерная технология индивидуальной подготовки способствует накоплению положительного интеллектуального опыта высоко­квалифицированных инструкторов и преподавателей — специалистов ГА, пере­довых методик, на основе которых формируются алгоритмические и программ­ные средства курсов обучения.

Высокая степень совместимости компьютерных курсов позволяет их исполь­зовать как в сетевых системах классов, состоящих из нескольких рабочих мест обучаемого (РМО), управляемых с единого места инструктора (РМИ), так и на отдельных ПЭВМ. При этом нет необходимости содержания штата высококва­лифицированных инструкторов и преподавателей. Указанные качества инфор­мационно-компьютерной технологии обеспечивают ее высокоэффективное при­менение как в центрах обучения и в УТЦ базовых предприятий, так и в малых периферийных предприятиях независимо от наличия инструкторских, препода­вательских кадров и уровня их подготовки.

Одним из показателей экономической эффективности применения информа­ционно-компьютерной технологии является универсальность технических средств. На вычислительной и аудио — и видеотехнике класса или отдельного РМО, меняя программные средства курсов обучения, можно проводить подго­товку различных специалистов по всем типам ВС, эксплуатируемых в предпри­ятии. При этом создаваемые программные средства курсов обучения по каждо­му типу ВС открывают доступ к готовому программному продукту всех заинте­ресованных предприятий.

Типовой компьютерный класс индивидуальной подготовки на 4-20 РМО может представлять собой сетевую систему, генерирующую через файл-сервис общую базу данных программных средств курсов обучения и одного РМИ для управления учебным процессом на РМО.

Состав РМО по основным компонентам, как правило, идентичен составу РМИ, сформирован на базе современной вычислительной и аудио — и видеотех­ники, совместимой с отечественными и зарубежными образцами.

Принципиальной особенностью технических средств обучения является применение на РМО и РМИ сенсорных мониторов, обеспечивающих возмож­ность взаимодействия человека с ПЭВМ путем прикосновения непосредственно пальцами рук к экрану дисплея, без использования клавиатуры и мыши. Это максимально упрощает общение с вычислительной техникой без специальной подготовки обучающих, а главное — обеспечивает отработку процедур управле­ния самолетным оборудованием на имитируемых реальных макетах пультов, щитков и других органов управления, которые выводятся на мониторы.

Такая конфигурация сетевой системы класса обучения персонала ТОиР об­ладает рядом преимуществ как с точки зрения обучения, так и управления обу­чением, позволяет создавать общий банк данных по изучаемой АТ, который обеспечивает теоретическое изучение и приобретение первоначальных практи­ческих навыков и умений техническим персоналом в объеме, необходимом для обеспечения эксплуатации ВС в соответствии с РЭ, РО и другой эксплуатацион­ной документацией.

В настоящее время за рубежом и в РФ накоплен опыт в создании:

— методологии построения ИКТО;

— сценариев учебных курсов;

— учебных программ подготовки специалистов ТОиР;

— автоматизированных компьютерных учебных курсов, созданных с помощью

комплекса инструментальных средств, ориентированных на создание ИКТО

по изучению авиационной техники.

Рассмотренные общие процедуры процессов обучения специалистов ТОиР могут быть конкретизированы поставщиком (изготовителем) ВС и рекомендо­ваны к применению.

2. Квалификационные требования к специалистам ТОиР и их сертификация.

Сертификация инженерно-технического и рабочего персонала инженерно­авиационной службы (ИАС) предприятий гражданской авиации представляет собой систему мероприятий, предназначенную для подтверждения от имени го­сударства подготовленности (пригодности) конкретного специалиста к выпол­нению определенного круга работ по обслуживанию и ремонту эксплуатируе­мой в предприятии авиационной техники с таким качеством, которое гарантиру­ет безопасность выполнения полета обслуженных воздушных судов за счет обеспечения работоспособности и нормального функционирования конструкции воздушного судна, его силовых установок, систем и оборудования при эксплуа­тации на земле и в воздухе.

Система сертификации включает в себя:

а) выдачу специалистам ИАС — на основании проверки теоретических знаний, умения выполнять соответствующие работы и оценки общего опыта и навы­ков специалиста — сертификата технической подготовленности к техниче­скому обслуживанию авиационной техники определенного типа;

б) продление срока действия сертификатов, их возобновление, расширение об­ласти их применения, приостановка действия и отзыв сертификатов;

в) утверждение программ курсов по подготовке специалистов к сертификации для технического обслуживания воздушных судов определенного типа, ор­ганизацию и проведение экзаменов и испытаний;

г) периодический контроль непосредственно в эксплуатирующих предприятиях за наличием достаточного количества сертифицированных специалистов ИАС, за сроками действия сертификатов и их соответствием эксплуатируе­мой авиационной технике и выполняемым специалистами работам, а также за строгим соблюдением правил эксплуатации авиационной техники серти­фицированными специалистами.

Сертификат технической подготовленности является документом, дающим специалисту право выполнять конкретный перечень и(или) виды работ по об­служиванию и ремонту определенного типа авиационной техники, как правило — с самоконтролем, т. е. без предъявления ОТК, а также контролировать качество указанных работ, выполненных другими работниками ИАС, не имеющими сер­тификата и работающими в подчинении сертифицированного специалиста.

Исходя из вышеизложенного, специалист, претендующий на получение сер­тификата технической подготовленности к техническому обслуживанию авиа­ционной техники, должен удовлетворять определенным требованиям, которые относятся исключительно к обеспечению безопасности полетов.

Сертификационные требования представляют собой лишь некоторую часть общих требований к специалистам, участвующим в техническом обслуживании и ремонте авиационной техники.

Общие требования к персоналу ИАС определяются на основании:

1. «Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, за­нятых в гражданской авиации».

2. Действующих требований нормативных и методических документов отрасли ГА;

3. Сохранивших свою актуальность требований, изложенных в типовой доку­ментации разработчика по конкретным типам авиационной техники.

4. Требований трудового законодательства, а также применительно к обслужи­ванию и ремонту воздушных судов конкретных типов с учетом:

а) особенностей этих ВС как объектов ТО и ремонта;

б) применяемых на этих ВС систем ТО и ремонта, новых форм организации производства (включая интеграцию процессов ТО и ремонта), новых средств и методов технического обслуживания;

в) специализации технического персонала при ТО конкретной авиационной техники;

г) необходимости пользоваться имеющимися в АТБ автоматизированными системами контроля технического состояния авиационной техники, ин­формационными и управляющими системами.

Сертификационные требования отбираются из совокупности общих требо­ваний, содержащихся в перечисленных источниках и вытекающих из приведен­ных выше факторов.

Сертификационные требования к персоналу ИАС предъявляются по сле­дующим характеристикам:

1 — по возрасту специалиста;

2 — по физической возможности (способности) выполнять предстоящую работу

(например по остроте зрения, цветоощущению и пр.);

3 — по базовой подготовке специалиста;

4 — по специальной подготовке на данный тип ВС и знанию конкретной авиаци­

онной техники, технологии выполнения работ на ней, применяемого обору­дования;

5 — по умению выполнять работы, предусмотренные функциями осуществляе­

мой или предстоящей деятельности;

6 — по общему опыту работы на авиационной технике (в том числе в зависимо­

сти от базовой подготовки специалиста);

7 — по психологической способности качественно выполнять свою работу (в том

числе по способности ориентироваться в нештатных ситуациях).

Требования, предъявляемые к персоналу, участвующему в техническом об­служивании авиационной техники, должны быть дифференцированы:

1 — по категориям работников:

а) исполнители (техники, механики, рабочие);

б) руководители работ (бригадиры, мастера, инженеры различных уровней);

в) контролеры (отдела технического контроля, отдела управления качеством, инспекции по безопасности полетов и т. д.);

2 — по типам ВС;

3 — по специализации (объектам работы), например:

а) планер;

б) система планера;

в) двигатели и их оборудование;

г) электрооборудование;

д) приборное оборудование;

е) навигационное оборудование;

ж) радио — и радиоэлектронное оборудование;

з) вычислительные устройства и т. д. или

4 — по комбинациям специализаций в зависимости от типа ВС, условий и объе­

мов производства;

5 — по характеру выполняемой работы:

а) оперативное ТО;

б) периодическое ТО;

в) лабораторные проверки;

г) ремонт и восстановление АТ;

д) техническая диагностика и др.;

6 — по уровню ответственности специалистов:

а) работающие самостоятельно с правом оформления документов на ТО;

б) то же, с правом выдачи «Разрешения на полеты»;

в) руководители производства (различных уровней);

7 — в зависимости от степени освоения эксплуатации ВС нового типа:

а) для специалистов предприятий, в которых проводятся эксплуатационные испытания ВС нового типа, т. е. первыми осваивающих их техническое об­служивание;

б) для специалистов предприятий, осваивающих уже эксплуатируемый в ГА тип ВС;

в) — на период освоенной эксплуатации;

8 — исходя из рекомендаций, включать в состав требований по сертификации

только то, что необходимо для безопасности полетов и реально может быть выполнено, а также из установок государства, что кандидат на получение Сертификата технической подготовленности к техническому обслуживанию авиационной техники должен отвечать определенному набору требований, относящихся к его возрасту, физическим кондициям, базовой и специальной подготовке, знаниям, опыту и квалификации.

Отраслевыми нормами ГА РФ сформированы требования по сертификации различных специалистов ИАС. Эти нормы подлежат обязательному исполнению эксплуатантом. Аналогичные процедуры и нормы действуют и за рубежом.

Например, типовые обязательные требования при сертификации авиатехника по самолету и двигателю следующие:

I. ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

1.1. Возраст — не моложе 18 лет.

1.2. Физические кондиции — физическая способность выполнять предстоящие работы, в частности, по остроте зрения и слуха, цветоощущению (по дефектации и диагностике авиационной техники), по созданию необходимых усилий в процессе технического обслуживания и ремонта АТ.

1.3. Базовая подготовка:

1.3.1. среднее техническое образование;

1.3.2. авиатехническое училище ГА по данной специальности;

1.3.3. среднее специальное учебное заведение авиационного профиля других ведомств;

1.3.4. специальное профтехучилище по аналогичным специальностям.

1.4. Специальная подготовка:

1.4.1. изучение конструкции и технического обслуживания авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, в процессе основного курса обучения в вузе или авиационном училище, со сдачей экзаменов государственной экзаменацион­ной комиссии и оформлением допуска к самостоятельному ТО;

1.4.2. курсы подготовки для соответствующей специальности по техническому обслу­живанию (ремонту) авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, проведенные по программе, утвержденной сертифицирующим органом, и удовле­творительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации;

1.4.3. самостоятельное изучение модификации авиационной техники, на ТО которой кандидат имеет Сертификат, или дополнительного к этому Сертификату объекта и удовлетворительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗНАНИЯМ И УМЕНИЮ

Кандидат должен знать:

2.1. Требования наставлений, приказов, указаний и других нормативных и методиче­ских документов отрасли ГА, распоряжения руководства инженерно-авиационной службы по вопросам обеспечения безопасности полетов и надежной работы авиа­ционной техники.

2.2. Конструкцию ВС, вертолета данного типа в целом, его двигателя и систем; уметь пользоваться техническими описаниями и схемами.

2.3. Общие положения принятой для данного типа ВС системы технической эксплуа­тации.

2.4. Порядок ведения бортовой и пономерной документации на авиационную технику и производственно-технической документации на техническое обслуживание и ремонт АТ.

2.5. Должностные инструкции: свою, своих подчиненных, непосредственных руково­дителей (бригадира, инженера, начальника смены), инженера ОТК.

2.6. Действия инженерно-технического персонала при возникновении аварийных си­туаций на аэродроме и прилегающей территории и свое место при проведении аварийно-спасательных работ.

2.7. Порядок выполнения работ: по буксировке ВС, принятию его на место стоянки; при подогреве, запуске двигателей и выруливании, по очистке ВС от наземного обледенения; по приему — передаче ВС экипажу и охране.

2.8. Правила техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты при техническом обслуживании ВС.

2.9. Комплектацию, функции, входные и выходные сигналы информационно — управляющих систем АТБ; уметь пользоваться ими.

2.10. Применительно к системам, зонам, видам работ, по которым специализируется кандидат и в отношении которых запрашивается Сертификат, он должен знать:

а) конструкцию, функции, принципы работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;

б) характерные неисправности, порядок проведения дефектации и проверки работо­способности авиационной техники, методы выявления и устранения отказов и не­исправностей, замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) по механиче­ской части закрепленных объектов ТО;

уметь выполнять соответствующие работы;

в) при зонной специализации и освоении смежной специальности дополнительно знать:

— комплектацию, принципы работы, правила эксплуатации, содержание технического обслуживания электро — и электронного оборудования закрепленной зоны, системы, а также порядок выполнения регулировок, устранения неисправностей, замены деталей и агрегатов в пределах предоставленной данному специалисту компетенции; уметь выполнять соответствующие работы;

г) диагностическое оборудование и средства, методы неразрушающего контроля, под­лежащие применению при ТО закрепленной зоны, системы; правила их использова­ния, порядок оценки результатов контроля авиационной техники;

уметь применять их при ТО;

д) комплектацию, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля технического состояния авиационной техники;

уметь пользоваться ими;

е) правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покры­тиями, порядок и методы ремонта обшивки ВС и покрытий;

уметь выполнять ремонтные работы по ЛПК;

ж) правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных ма­териалов и их ремонта (замены);

уметь выполнять ремонтные работы, возможные в условиях АТБ;

з) особенности конструкции модульных двигателей, схему их членения, порядок демон­тажа и монтажа отдельных модулей, перечень ремонтных работ, которые можно вы­полнять в АТБ; оборудование, используемое при модульном ремонте двигателей; уметь выполнять соответствующие работы;

и) особенности организации и содержания технического обслуживания воздушных судов на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования, порядок хране­ния авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки ВС (вертолетов) топливом и маслом, порядок запуска и опробования авиадвигателей;

уметь выполнять соответствующие работы в пределах предоставленной компетенции.

Приведенные выше типовые требования по знаниям и умению инженерно- технического персонала составлены, во-первых, по всему ВС данного типа и, во- вторых, с учетом как эксплуатируемых типов ВС, так и поступления ВС нового поколения, имеющих значительные конструктивные особенности, насыщенных электроникой, оснащенных автоматизированными системами управления и кон­троля. В связи с этим применительно к каждому специалисту, на которого за­прашивается Сертификат технической подготовленности к ТО, перечисленные требования конкретизируются органом сертификации в части типа ВС, системы, зоны ВС или отдельных объектов ТО и ремонта, а также с учетом характера вы­полняемой работы (периодическое или оперативное ТО, лабораторные проверки и ремонт агрегатов, техническая диагностика, работа в отрыве от базы, обслужива­ние транзитных ВС в аэропортах местных воздушных линий, контроль качества ТО и т. п.).

Соответствие кандидата набору требований, предъявляемых в части знаний и умения, должно подтверждаться удовлетворительными результатами экзаме­нов, которые назначаются органом сертификации и проводятся в соответствии со специальной процедурой.

Для выдачи Сертификата с правом подписи документа о выполненном тех­ническом обслуживании кандидат-авиатехник должен удовлетворять одному из следующих сочетаний базовой подготовки и практического опыта;

а) при наличии диплома об окончании авиатехнического училища, где он изу­чил авиационную технику, которая является объектом сертификации, и оформленного допуска к ее обслуживанию иметь не менее шести месяцев непрерывного производственного стажа в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат;

б) при наличии диплома об окончании авиационного техникума (где данная авиационная техника не изучалась) и успешном прохождении курсов подго­товки для соответствующей специальности по ТО авиационной техники, ко­торая является объектом сертификации, иметь не менее одного года непре­рывного производственного стажа в качестве авиатехника, в том числе не менее шести последних месяцев в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат;

в) при наличии образования более высокого уровня и считающегося полезным с точки зрения рассматриваемой сертификации требуемый производственный стаж может быть сокращен до шести месяцев, в том числе не менее трех по­следних месяцев должно приходиться на работу в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат;

г) при других видах базового образования и успешном прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО авиационной техни­ки, которая является объектом сертификации, иметь не менее трех лет не­прерывного производственного стажа работы в качестве авиатехника, в том числе не менее года в тех подразделениях или на тех объектах ТО (ремонта), в отношении которых запрашивается Сертификат;

д) для кандидата, самостоятельно освоившего техническое обслуживание авиа­ционной техники, на которую запрашивается Сертификат, — практическая работа по ТО (ремонту) этой авиационной техники в течение не менее трех лет. Соблюдение кандидатом предъявляемых ему требований в части теоретиче­ской подготовки и практического опыта подтверждается копиями дипломов, ат­тестатов, свидетельств об образовании и специальной подготовке, выпиской из трудовой книжки и справкой о компетентности.

При сертификации авиаперсонала зарубежных авиакомпаний рекомендуется придерживаться требований FAR-65, FAR-45, FAR-145 и FAR-147.

Указанные требования к подготовке специалистов ТОиР разработчик и по­ставщик ВС должны учитывать при формировании типовой и пономерной до­кументации на ВС в части содержания изложения материала и технологий вы­полнения работ по ТОиР на данном ВС. Поставщик ВС может сформировать собственные квалификационные требования к специалистам ТОиР данного типа ВС и отработать процедуры их подготовки и обучения, но все эти разработки должны соответствовать общефедеральным и отраслевым документам, вводить­ся и применяться в отрасли ГА в установленном порядке.