ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТОиР
Данный раздел ИТО включает сведения о подготовке специалистов ТОиР, об условиях обучения и программах обучения, квалификационные требования и другие сведения о специалистах, необходимые для ТОиР данного типа ВС.
1. Обучение специалистов ТОиР.
Поставщик ВС, желая максимально эффективного использования эксплуатационных качеств ВС при обеспечении требуемого уровня качеств ТОиР, обычно предлагает эксплуатанту ВС программы обучения специалистов ТОиР различного профиля. Подготовка специалистов обычно производится в рамках сложившейся системы обучения централизованно или на предприятиях и в учебных центрах поставщика (например на фирме «Boeing»). Эксплуатант обычно сам выбирает схему подготовки специалистов на новый тип ВС. В рамках существующих организационных структур подготовки специалистов ТОиР нового типа ВС может быть реализована новая информационно-компьютерная технология обучения (ИКТО), построенная на базе современной вычислительной техники и аудио — и видеоаппаратуры. ИКТО широко применяется в различных отраслях промышленности и транспорта в РФ и за рубежом и может быть построена на различных программах и методиках.
Информационно-компьютерная технология индивидуальной подготовки специалистов обеспечивает комплексное решение проблем начального обучения при освоении эксплуатации ВС и непрерывного поддержания уровня полученных знаний. Применение этой передовой технологи обучения обеспечивает правильное сочетание теоретической подготовки летного и инженерно — технического состава с практической отработкой навыков и умения работы с АТ, применяя системные и процедурные тренажеры.
Информационно-компьютерная технология индивидуальной подготовки способствует накоплению положительного интеллектуального опыта высококвалифицированных инструкторов и преподавателей — специалистов ГА, передовых методик, на основе которых формируются алгоритмические и программные средства курсов обучения.
Высокая степень совместимости компьютерных курсов позволяет их использовать как в сетевых системах классов, состоящих из нескольких рабочих мест обучаемого (РМО), управляемых с единого места инструктора (РМИ), так и на отдельных ПЭВМ. При этом нет необходимости содержания штата высококвалифицированных инструкторов и преподавателей. Указанные качества информационно-компьютерной технологии обеспечивают ее высокоэффективное применение как в центрах обучения и в УТЦ базовых предприятий, так и в малых периферийных предприятиях независимо от наличия инструкторских, преподавательских кадров и уровня их подготовки.
Одним из показателей экономической эффективности применения информационно-компьютерной технологии является универсальность технических средств. На вычислительной и аудио — и видеотехнике класса или отдельного РМО, меняя программные средства курсов обучения, можно проводить подготовку различных специалистов по всем типам ВС, эксплуатируемых в предприятии. При этом создаваемые программные средства курсов обучения по каждому типу ВС открывают доступ к готовому программному продукту всех заинтересованных предприятий.
Типовой компьютерный класс индивидуальной подготовки на 4-20 РМО может представлять собой сетевую систему, генерирующую через файл-сервис общую базу данных программных средств курсов обучения и одного РМИ для управления учебным процессом на РМО.
Состав РМО по основным компонентам, как правило, идентичен составу РМИ, сформирован на базе современной вычислительной и аудио — и видеотехники, совместимой с отечественными и зарубежными образцами.
Принципиальной особенностью технических средств обучения является применение на РМО и РМИ сенсорных мониторов, обеспечивающих возможность взаимодействия человека с ПЭВМ путем прикосновения непосредственно пальцами рук к экрану дисплея, без использования клавиатуры и мыши. Это максимально упрощает общение с вычислительной техникой без специальной подготовки обучающих, а главное — обеспечивает отработку процедур управления самолетным оборудованием на имитируемых реальных макетах пультов, щитков и других органов управления, которые выводятся на мониторы.
Такая конфигурация сетевой системы класса обучения персонала ТОиР обладает рядом преимуществ как с точки зрения обучения, так и управления обучением, позволяет создавать общий банк данных по изучаемой АТ, который обеспечивает теоретическое изучение и приобретение первоначальных практических навыков и умений техническим персоналом в объеме, необходимом для обеспечения эксплуатации ВС в соответствии с РЭ, РО и другой эксплуатационной документацией.
В настоящее время за рубежом и в РФ накоплен опыт в создании:
— методологии построения ИКТО;
— сценариев учебных курсов;
— учебных программ подготовки специалистов ТОиР;
— автоматизированных компьютерных учебных курсов, созданных с помощью
комплекса инструментальных средств, ориентированных на создание ИКТО
по изучению авиационной техники.
Рассмотренные общие процедуры процессов обучения специалистов ТОиР могут быть конкретизированы поставщиком (изготовителем) ВС и рекомендованы к применению.
2. Квалификационные требования к специалистам ТОиР и их сертификация.
Сертификация инженерно-технического и рабочего персонала инженерноавиационной службы (ИАС) предприятий гражданской авиации представляет собой систему мероприятий, предназначенную для подтверждения от имени государства подготовленности (пригодности) конкретного специалиста к выполнению определенного круга работ по обслуживанию и ремонту эксплуатируемой в предприятии авиационной техники с таким качеством, которое гарантирует безопасность выполнения полета обслуженных воздушных судов за счет обеспечения работоспособности и нормального функционирования конструкции воздушного судна, его силовых установок, систем и оборудования при эксплуатации на земле и в воздухе.
Система сертификации включает в себя:
а) выдачу специалистам ИАС — на основании проверки теоретических знаний, умения выполнять соответствующие работы и оценки общего опыта и навыков специалиста — сертификата технической подготовленности к техническому обслуживанию авиационной техники определенного типа;
б) продление срока действия сертификатов, их возобновление, расширение области их применения, приостановка действия и отзыв сертификатов;
в) утверждение программ курсов по подготовке специалистов к сертификации для технического обслуживания воздушных судов определенного типа, организацию и проведение экзаменов и испытаний;
г) периодический контроль непосредственно в эксплуатирующих предприятиях за наличием достаточного количества сертифицированных специалистов ИАС, за сроками действия сертификатов и их соответствием эксплуатируемой авиационной технике и выполняемым специалистами работам, а также за строгим соблюдением правил эксплуатации авиационной техники сертифицированными специалистами.
Сертификат технической подготовленности является документом, дающим специалисту право выполнять конкретный перечень и(или) виды работ по обслуживанию и ремонту определенного типа авиационной техники, как правило — с самоконтролем, т. е. без предъявления ОТК, а также контролировать качество указанных работ, выполненных другими работниками ИАС, не имеющими сертификата и работающими в подчинении сертифицированного специалиста.
Исходя из вышеизложенного, специалист, претендующий на получение сертификата технической подготовленности к техническому обслуживанию авиационной техники, должен удовлетворять определенным требованиям, которые относятся исключительно к обеспечению безопасности полетов.
Сертификационные требования представляют собой лишь некоторую часть общих требований к специалистам, участвующим в техническом обслуживании и ремонте авиационной техники.
Общие требования к персоналу ИАС определяются на основании:
1. «Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в гражданской авиации».
2. Действующих требований нормативных и методических документов отрасли ГА;
3. Сохранивших свою актуальность требований, изложенных в типовой документации разработчика по конкретным типам авиационной техники.
4. Требований трудового законодательства, а также применительно к обслуживанию и ремонту воздушных судов конкретных типов с учетом:
а) особенностей этих ВС как объектов ТО и ремонта;
б) применяемых на этих ВС систем ТО и ремонта, новых форм организации производства (включая интеграцию процессов ТО и ремонта), новых средств и методов технического обслуживания;
в) специализации технического персонала при ТО конкретной авиационной техники;
г) необходимости пользоваться имеющимися в АТБ автоматизированными системами контроля технического состояния авиационной техники, информационными и управляющими системами.
Сертификационные требования отбираются из совокупности общих требований, содержащихся в перечисленных источниках и вытекающих из приведенных выше факторов.
Сертификационные требования к персоналу ИАС предъявляются по следующим характеристикам:
1 — по возрасту специалиста;
2 — по физической возможности (способности) выполнять предстоящую работу
(например по остроте зрения, цветоощущению и пр.);
3 — по базовой подготовке специалиста;
4 — по специальной подготовке на данный тип ВС и знанию конкретной авиаци
онной техники, технологии выполнения работ на ней, применяемого оборудования;
5 — по умению выполнять работы, предусмотренные функциями осуществляе
мой или предстоящей деятельности;
6 — по общему опыту работы на авиационной технике (в том числе в зависимо
сти от базовой подготовки специалиста);
7 — по психологической способности качественно выполнять свою работу (в том
числе по способности ориентироваться в нештатных ситуациях).
Требования, предъявляемые к персоналу, участвующему в техническом обслуживании авиационной техники, должны быть дифференцированы:
1 — по категориям работников:
а) исполнители (техники, механики, рабочие);
б) руководители работ (бригадиры, мастера, инженеры различных уровней);
в) контролеры (отдела технического контроля, отдела управления качеством, инспекции по безопасности полетов и т. д.);
2 — по типам ВС;
3 — по специализации (объектам работы), например:
а) планер;
б) система планера;
в) двигатели и их оборудование;
г) электрооборудование;
д) приборное оборудование;
е) навигационное оборудование;
ж) радио — и радиоэлектронное оборудование;
з) вычислительные устройства и т. д. или
4 — по комбинациям специализаций в зависимости от типа ВС, условий и объе
мов производства;
5 — по характеру выполняемой работы:
а) оперативное ТО;
б) периодическое ТО;
в) лабораторные проверки;
г) ремонт и восстановление АТ;
д) техническая диагностика и др.;
6 — по уровню ответственности специалистов:
а) работающие самостоятельно с правом оформления документов на ТО;
б) то же, с правом выдачи «Разрешения на полеты»;
в) руководители производства (различных уровней);
7 — в зависимости от степени освоения эксплуатации ВС нового типа:
а) для специалистов предприятий, в которых проводятся эксплуатационные испытания ВС нового типа, т. е. первыми осваивающих их техническое обслуживание;
б) для специалистов предприятий, осваивающих уже эксплуатируемый в ГА тип ВС;
в) — на период освоенной эксплуатации;
8 — исходя из рекомендаций, включать в состав требований по сертификации
только то, что необходимо для безопасности полетов и реально может быть выполнено, а также из установок государства, что кандидат на получение Сертификата технической подготовленности к техническому обслуживанию авиационной техники должен отвечать определенному набору требований, относящихся к его возрасту, физическим кондициям, базовой и специальной подготовке, знаниям, опыту и квалификации.
Отраслевыми нормами ГА РФ сформированы требования по сертификации различных специалистов ИАС. Эти нормы подлежат обязательному исполнению эксплуатантом. Аналогичные процедуры и нормы действуют и за рубежом.
Например, типовые обязательные требования при сертификации авиатехника по самолету и двигателю следующие:
I. ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
1.1. Возраст — не моложе 18 лет.
1.2. Физические кондиции — физическая способность выполнять предстоящие работы, в частности, по остроте зрения и слуха, цветоощущению (по дефектации и диагностике авиационной техники), по созданию необходимых усилий в процессе технического обслуживания и ремонта АТ.
1.3. Базовая подготовка:
1.3.1. среднее техническое образование;
1.3.2. авиатехническое училище ГА по данной специальности;
1.3.3. среднее специальное учебное заведение авиационного профиля других ведомств;
1.3.4. специальное профтехучилище по аналогичным специальностям.
1.4. Специальная подготовка:
1.4.1. изучение конструкции и технического обслуживания авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, в процессе основного курса обучения в вузе или авиационном училище, со сдачей экзаменов государственной экзаменационной комиссии и оформлением допуска к самостоятельному ТО;
1.4.2. курсы подготовки для соответствующей специальности по техническому обслуживанию (ремонту) авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, проведенные по программе, утвержденной сертифицирующим органом, и удовлетворительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации;
1.4.3. самостоятельное изучение модификации авиационной техники, на ТО которой кандидат имеет Сертификат, или дополнительного к этому Сертификату объекта и удовлетворительная сдача экзаменов согласно процедуре сертификации.
2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗНАНИЯМ И УМЕНИЮ
Кандидат должен знать:
2.1. Требования наставлений, приказов, указаний и других нормативных и методических документов отрасли ГА, распоряжения руководства инженерно-авиационной службы по вопросам обеспечения безопасности полетов и надежной работы авиационной техники.
2.2. Конструкцию ВС, вертолета данного типа в целом, его двигателя и систем; уметь пользоваться техническими описаниями и схемами.
2.3. Общие положения принятой для данного типа ВС системы технической эксплуатации.
2.4. Порядок ведения бортовой и пономерной документации на авиационную технику и производственно-технической документации на техническое обслуживание и ремонт АТ.
2.5. Должностные инструкции: свою, своих подчиненных, непосредственных руководителей (бригадира, инженера, начальника смены), инженера ОТК.
2.6. Действия инженерно-технического персонала при возникновении аварийных ситуаций на аэродроме и прилегающей территории и свое место при проведении аварийно-спасательных работ.
2.7. Порядок выполнения работ: по буксировке ВС, принятию его на место стоянки; при подогреве, запуске двигателей и выруливании, по очистке ВС от наземного обледенения; по приему — передаче ВС экипажу и охране.
2.8. Правила техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты при техническом обслуживании ВС.
2.9. Комплектацию, функции, входные и выходные сигналы информационно — управляющих систем АТБ; уметь пользоваться ими.
2.10. Применительно к системам, зонам, видам работ, по которым специализируется кандидат и в отношении которых запрашивается Сертификат, он должен знать:
а) конструкцию, функции, принципы работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;
б) характерные неисправности, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности авиационной техники, методы выявления и устранения отказов и неисправностей, замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) по механической части закрепленных объектов ТО;
уметь выполнять соответствующие работы;
в) при зонной специализации и освоении смежной специальности дополнительно знать:
— комплектацию, принципы работы, правила эксплуатации, содержание технического обслуживания электро — и электронного оборудования закрепленной зоны, системы, а также порядок выполнения регулировок, устранения неисправностей, замены деталей и агрегатов в пределах предоставленной данному специалисту компетенции; уметь выполнять соответствующие работы;
г) диагностическое оборудование и средства, методы неразрушающего контроля, подлежащие применению при ТО закрепленной зоны, системы; правила их использования, порядок оценки результатов контроля авиационной техники;
уметь применять их при ТО;
д) комплектацию, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля технического состояния авиационной техники;
уметь пользоваться ими;
е) правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта обшивки ВС и покрытий;
уметь выполнять ремонтные работы по ЛПК;
ж) правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены);
уметь выполнять ремонтные работы, возможные в условиях АТБ;
з) особенности конструкции модульных двигателей, схему их членения, порядок демонтажа и монтажа отдельных модулей, перечень ремонтных работ, которые можно выполнять в АТБ; оборудование, используемое при модульном ремонте двигателей; уметь выполнять соответствующие работы;
и) особенности организации и содержания технического обслуживания воздушных судов на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования, порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки ВС (вертолетов) топливом и маслом, порядок запуска и опробования авиадвигателей;
уметь выполнять соответствующие работы в пределах предоставленной компетенции.
Приведенные выше типовые требования по знаниям и умению инженерно- технического персонала составлены, во-первых, по всему ВС данного типа и, во- вторых, с учетом как эксплуатируемых типов ВС, так и поступления ВС нового поколения, имеющих значительные конструктивные особенности, насыщенных электроникой, оснащенных автоматизированными системами управления и контроля. В связи с этим применительно к каждому специалисту, на которого запрашивается Сертификат технической подготовленности к ТО, перечисленные требования конкретизируются органом сертификации в части типа ВС, системы, зоны ВС или отдельных объектов ТО и ремонта, а также с учетом характера выполняемой работы (периодическое или оперативное ТО, лабораторные проверки и ремонт агрегатов, техническая диагностика, работа в отрыве от базы, обслуживание транзитных ВС в аэропортах местных воздушных линий, контроль качества ТО и т. п.).
Соответствие кандидата набору требований, предъявляемых в части знаний и умения, должно подтверждаться удовлетворительными результатами экзаменов, которые назначаются органом сертификации и проводятся в соответствии со специальной процедурой.
Для выдачи Сертификата с правом подписи документа о выполненном техническом обслуживании кандидат-авиатехник должен удовлетворять одному из следующих сочетаний базовой подготовки и практического опыта;
а) при наличии диплома об окончании авиатехнического училища, где он изучил авиационную технику, которая является объектом сертификации, и оформленного допуска к ее обслуживанию иметь не менее шести месяцев непрерывного производственного стажа в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат;
б) при наличии диплома об окончании авиационного техникума (где данная авиационная техника не изучалась) и успешном прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО авиационной техники, которая является объектом сертификации, иметь не менее одного года непрерывного производственного стажа в качестве авиатехника, в том числе не менее шести последних месяцев в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат;
в) при наличии образования более высокого уровня и считающегося полезным с точки зрения рассматриваемой сертификации требуемый производственный стаж может быть сокращен до шести месяцев, в том числе не менее трех последних месяцев должно приходиться на работу в тех подразделениях или на тех объектах ТО, в отношении которых запрашивается Сертификат;
г) при других видах базового образования и успешном прохождении курсов подготовки для соответствующей специальности по ТО авиационной техники, которая является объектом сертификации, иметь не менее трех лет непрерывного производственного стажа работы в качестве авиатехника, в том числе не менее года в тех подразделениях или на тех объектах ТО (ремонта), в отношении которых запрашивается Сертификат;
д) для кандидата, самостоятельно освоившего техническое обслуживание авиационной техники, на которую запрашивается Сертификат, — практическая работа по ТО (ремонту) этой авиационной техники в течение не менее трех лет. Соблюдение кандидатом предъявляемых ему требований в части теоретической подготовки и практического опыта подтверждается копиями дипломов, аттестатов, свидетельств об образовании и специальной подготовке, выпиской из трудовой книжки и справкой о компетентности.
При сертификации авиаперсонала зарубежных авиакомпаний рекомендуется придерживаться требований FAR-65, FAR-45, FAR-145 и FAR-147.
Указанные требования к подготовке специалистов ТОиР разработчик и поставщик ВС должны учитывать при формировании типовой и пономерной документации на ВС в части содержания изложения материала и технологий выполнения работ по ТОиР на данном ВС. Поставщик ВС может сформировать собственные квалификационные требования к специалистам ТОиР данного типа ВС и отработать процедуры их подготовки и обучения, но все эти разработки должны соответствовать общефедеральным и отраслевым документам, вводиться и применяться в отрасли ГА в установленном порядке.